Люди за сценой


Невидимые создатели спектакля.


Приходя в театр, зритель, как правило, обращает внимание на кукол и актеров. Но любой спектакль - это история, рассказанная на сцене, создаваемая различными средствами. И во многом зависит от сценографии - декораций, костюмов, утвари, окружающей актера на сцене, кукол различных видов и систем, звукового и светового оформления. Всем этим занимаются театральные цеха. Поговорим о них подробней.

Создает кукол команда профессионалов: художники, модельеры, бутафоры, декораторы и конструкторы. Перед тем как выйти на сцену, кукла проходит через руки нескольких заботливых родителей. А отвечает за этот сложный процесс заведующий художественно-постановочной частью

Бутафорский цех.


В буквальном переводе с итальянского buttafuoria - это подделка. Бутафоры - настоящие волшебники. Они умеют все: рисовать, лепить, делать папье-маше, мастерить. Основная задача - изготовление декораций и реквизита; воплощение в жизнь идей режиссеров, художников; изготовление предметов обихода и кукол - всего, что "играет" в спектакле. А также, реставрация сломанного реквизита (это, между прочим, самое нелюбимое занятие бутафоров, наравне со шлифовкой папье-маше). Без их работы не возможен ни один спектакль. Головки и ручки кукол, шкатулки, вазы, блюда, курицы жареные, гуси ощипанные и не ощипанные, фрукты, овощи...

Самое главное для бутафора - руки! Важно, что и как он умеет, а делают наши мастера все качественно, со вкусом, аккуратно.

Швейный цех.


Ни один спектакль не может обойтись без мастеров-модельеров. Все театральные костюмы шьются вручную, являются единственными в своем роде. Для каждого спектакля, для каждого актера, для каждой куклы талантливые и легкие на выдумку мастера пошивочного цеха создают свой неповторимый образ. Сцену театра можно представить, как своеобразный подиум, на котором актеры и куклы, порой даже не подозревая об этом, демонстрируют зрителю исторические, цирковые, карнавальные, скоморошьи, причудливые и экстравагантные костюмы.

Мягкие декорации, одежда сцены, занавесы, шторы - все это выходит из швейного цеха. Но не только пошивом занимаются мастера. Театральную одежду реставрируют и перешивают, ведь век театрального костюма не долог.

Конструкторский цех.


В каждой кукле живет душа. В этом убеждены и дети, и актеры. Но для того, чтобы куклы ожили, необходимы механизмы - ваги, гапиты, трости; их ручки, ножки, головки должны быть надежно и гибко закреплены. Перчаточные, тростевые, теневые, тантамарески, маротки, марионетки - каждой из этих кукол нужен мастер, который заложит в нее возможность двигаться.

Конструкторский цех больше всего похож на коморку Папы Карло. Тут различные деревяшки для декораций, железки, винтики, крючочки...С помощью хитроумных приспособлений мастер дает возможность куклам двигаться, а значит - жить.

Гаснет в зале свет, раздается музыка. Это начали работу осветитель и звукорежиссер. В каждом спектакле существуют звуковая и световая партитуры. От точности и профессионализма мастеров зависит очень многое.

Художник по свету и осветитель.


Световая аппаратура в театре сегодня чрезвычайно сложна и многообразна. В процессе подготовки спектакля непременно проводятся световые репетиции, во время которых режиссер, совместно с художником-постановщиком и художником по свету устанавливают световое оформление для каждой сцены. Составляется подробная световая партитура спектакля, определяющая порядок и комплектацию включения конкретных световых приборов; реплики (текстовые, пластические, музыкальные, монтировочные и т.п.), являющиеся сигналом для световой перемены.

В современном театре возможности света поистине безграничны, ему подвластно создание самых разнообразных эффектов. Иногда именно свет становится главным компонентом художественного оформления спектакля. Осветители являются полноправными участниками всей постановочной группы.

Звукорежиссер
- профессия творческая, она напрямую связана с созданием художественных звуковых образов. При помощи музыки можно передать любое психологическое состояние героев, предвосхитить или, наоборот, завершать любое событие, помочь в развитии сюжетных линий, подчеркнуть акценты.

Музыкальное оформление спектакля - подбор музыки, распределение фонограммы, шумов и звуковых эффектов; применение микрофонной техники; звуковое сопровождение видеоматериала. Важной задачей является грамотная настройка микрофонной техники.

На сегодняшний день звукорежиссер в театре является звуковым дизайнером спектакля и при помощи различной звуковой техники, способен творить чудеса!

Монтировщик -
профессия, которая на первый взгляд кажется простой. Но как она значима и ответственна! Ведь именно монтировщики ответственны за сценическое хозяйство, правильную установку декораций и бережное их хранение. Они готовят декорации к репетициям и спектаклям, во время действия четко и слаженно меняют элементы сценического оформления, после окончания разобрать декорации, собирают театр на гастроли, и делают еще многое другое. Монтировщики без записей помнят подробности установки всех спектаклей, хотя каждый состоит из сотни мелких и крупных деталей. А «знать спектакль» - довольно сложное дело, тут необходимы сноровка, мастерство, старательность и технические способности, умение не считаться со временем во имя дела и огромная любовь к театру.