Публикации

Интервью с А.Ф.Некрыловой 15.11.2017

Здравствуйте, Анна Федоровна! За эти 2 дня Вы смогли посетить и детские, и взрослые спектакли. Мы бы очень хотели, чтобы Вы поделились своим мнением о них.

 

Сразу хочу оговориться, я не могу в полной мере обсуждать актерскую игру, так как я, к сожалению, не знаю театра так хорошо, не знаю, на что способен каждый актер, однако по поводу спектаклей у меня есть кое-какие мысли. Первое, что хочу отметить, репертуар у театра достаточно разнообразен. Представлены спектакли для всех возрастов, начиная от самых маленьких 1,5 года и заканчивая совсем взрослыми спектаклями, например, спектакли театра-абсурда. И это очень похвально, потому что Вы, позиционируя себя как семейный театр, действительно, стараетесь соответствовать этому утверждению. Я видела два детских спектакля «Федорино горе» и «Гуси-лебеди». Сама идея «бабушкиных сказок», на мой взгляд, очень интересна. Кто как ни бабушка может рассказать сказку, сделать ее интересной и понятной? В современном мире, конечно, уже мало таких бабушек, которые бы рассказывали сказки своим внукам, как это было раньше, у кого-то работа, у кого-то личные дела. Однако в культурной памяти сохранился образ именно бабушки-рассказчицы, он несет особую теплоту и уют. И здесь актер не должен играть бабушку, он должен ей быть на сцене, чтобы у ребенка не было четкого ощущения, что он в театре. Маленькая невыделяющаяся сцена, создает эффект именно домашних посиделок с бабушкой, уют и теплоту. И актеры театра «Скоморох» полностью с этим справляются. Единственное, что я добавила бы, это объяснение уже неизвестных современным детям предметов быта. Например, печка в «Гусях-лебедях», мало кто из детей сейчас знает, что это такое и как это работает, следует делать ремарки, чтобы ребенок все понимал.

 

Что касается взрослых спектаклей, то мне удалось увидеть «Концерт для куклы с оркестром» и «Пикник». Начну с концерта, это излюбленный жанр всех театров, каждый обращался к нему и не раз. Он позволяет не только создать уникальное действие, но и отточить мастерство актера в ходе отдельного концертного номера. Ваш театр меня приятно удивил наполненностью концерта. Куклы могут все! И опера, и балет, и чечетка, и что только угодно! Самым ярким для меня стал канкан с собачками и танец актера с куклой.

 

Сложнее было в восприятии «Пикника». Тема, о которой говорить очень тяжело и больно. Это война. Безликая, беспощадная, бессмысленная. И когда ты сидишь в зале ты просто забываешь, что ты критик и гость театра, приехавший оценить спектакли и работу актеров. Ты просто зритель, которого до глубины души трогает эта тема, и очень сложно отстраниться от субъективного восприятия спектакля. Особенно меня поразил авторский пролог и эпилог, красные руки, которые сначала создают войну, технику и солдат, а затем беспощадно убивают их, выкидывая в небытие. Мир, где все решают деньги, где важным становится не человеческая жизнь, а выполнение плана, задания. Это произведение повод подумать о том кто мы на самом деле? Что для нас ценность? Как мы воспринимаем окружающую нас действительность? Примечательно, что режиссер выбрал именно куклы, гипертрофированные руки, несуразное тело. Такие ненормальные люди могли появиться только в таком ненормальном мире. Развивая тему рук, в начале спектакля руки красные, кровавые, нагоняющие ужас и страх, у них нет лица, нет тела, мы не знаем, кому они принадлежат, кто творит этими руками. У самих же кукол руки человеческие белые как у нас с вами, дающие человеческое тепло.

 

На творческой встрече Вы говорили, что театр обращается к куклам в переходные и сложные времена, а какое место театр кукол занимает сейчас, в современном искусстве?

 

Вы знаете, это действительно имеет место в истории культуры. К куклам обращались и в эпоху романтизма, особенно это было заметно у немцев, все – от Гофмана до Новалиса взяли на вооружение в своем творчестве кукол. Также это наблюдалось и в период ломки эстетических установок на рубеже XIX-XX веков, когда происходил отказ от натурализма и переход к эстетизму и символизму. Последние особенно часто использовали тему куклы и марионетки, этими идеями пропитан весь серебряный век. Начиная с поэтов: Ахматова, Белый, Блок, Кузьмин и заканчивая художниками. На переломе эпохи начинаешь искать чистое искусство, новые формы. И здесь, как правило, два пути. Либо культура начинает обращаться к традиционным формам искусства это и мифология, и фольклор, и историография. Либо это куклы и цирк. И если цирк это все же ограниченное поле для творчества, то куклы это богатейшие возможности для реализации своего творческого замысла и воспроизведения культурных смыслов эпохи. Сейчас как никогда актуально обращение именно к кукле. Заметна тенденция отказа от классической драматургии, ее трудно воспринимать, она длинная, медленная, не соответствует быстрому течению современной жизни. Вследствие этого появляется необходимость поиска новых форм. А кукольная форма как нельзя лучше отвечает запросам времени, во-первых, она многозначна, что в условиях постмодернистского искусства очень важно, а во-вторых, здесь не может быть единственной интерпретации, множество символов, знаков и образов, которые создают многозначный ассоциативный ряд. Сегодня кукольность выходит за свои рамки, в различных видах искусства становится популярной тема парачеловека/псевдочеловека, вместе с этим актуализируются вопросы, поставленные еще древними греками в своих трагедиях (проблема рока, случайности, судьбы, ее неотвратимости и неизбежности).

 

Почему именно театр кукол?

 

Сам театр я начала изучать изначально с точки зрения филологии, а уже потом перешла к театроведению в полном смысле слова. На тот момент народным театром мало кто занимался, мне была интересна его история, и как все было устроено. Огромную поддержку в моем исследовании мне оказали В.Я. Пропп, П.Н. Берков и П.Г. Богатерев, являющиеся на тот момент уже большими учеными-исследователями в области фольклора, сказок, театра и истории. В кукольном театре меня привлекло то, что это искусство на перекрестке собственно театра и народных верований. Для меня был интересен сам процесс перехода ритуальных действий, разыгрывание сценок, игры в театр. 

Все наши публикации хранятся в архиве.