Поздравляем заслуженную артистку России Марину Дюсьметову с юбилеем!
Поздравляем заслуженную артистку России Марину Дюсьметову с юбилеем!
ТРИ ЮБИЛЕЯ МАРИНЫ ДЮСЬМЕТОВОЙ
Наверное, в каждом городе есть люди, имена которых у всех на слуху. Их судьбы, их дела неотделимы от истории города. К ним можно отнести и актрису Томского областного театра куклы и актера «Скоморох» им. Р. Виндермана, заслуженную артистку России, лауреата Национальной театральной премии «Золотая маска» Марину Дюсьметову.
Она сразу же обращает на себя внимание, едва появившись на сцене – в главной ли роли, в эпизоде ли. А сценических образов за годы служения театру было создано предостаточно! Марине Дюсьметовой приходилось работать с разными режиссерами: именитыми и не очень, опытными и начинающими. В ее творческом портфеле около ста ролей.
Роксана (« Сирано де Бержерак» по Э. Ростану), Маргарита («Было или не было» по роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита»), Миледи («Три мушкетера» А. Дюма), Титания («Сон в летнюю ночь» У. Шекспир), Сонечка Мармеладова, Алена Ивановна, Пульхерия Александровна («Раскольников» по роману Ф. Достоевского «Преступление и наказание»), Повитуха («Ну, и здоровенная она у тебя» по роману Ф. Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль»), Миссис Смит («Лысая певица» Э. Йонеско), Мисс Жаксон («Из Пушкина нам что-нибудь» по повести А. Пушкина «Барышня-крестьянка»), Альдонса («Дон-Кихот» Д. Вассерман по роману М. де Сервантеса), Лили Марлен («Дракон» Е. Шварц), Истинная Дама (Анна Каренина) («Анна Каренина» по роману Л. Толстого), Энни («Леди на день» О. Данилов), Марлен Дитрих (Р. Гали «Отцы и дети» по мотивам пьесы «Жертвы долга» Э. Ионеско), Герцогиня Йоркская, Мать королей, Священник Кристофер, Кардинал Борчер и др. («Балаган герцога Глостера» О. Проклов по произведениям У. Шекспира), Альтоум («Турандот» К. Гоцци), Графиня («Пиковая дама» А. Пушкин), Сеньора Тепан («Пикник» Ф. Аррабаль), Тарасевичева (А. Хромов «Игра» по роману Ф. Достоевского «Игрок»), Мачеха («Золушка» по Ш. Перро) и многие другие… Ее героини, такие разные, такие не похожие друг на друга, но одинаково талантливо созданные, заставляющие верить и восхищаться.
Нынешний, 2023-й, год для Марины Дюсьметовой особенный – трижды юбилейный! Восьмого февраля она отметила личную круглую дату. А впереди — пятидесятилетие творческой деятельности и сорок лет служения на томской сцене.
В 1973 году после окончания Свердловского театрального училища Марина Викторовна (а тогда просто Марина) была приглашена руководителем курса, известным режиссером-кукольником Романом Виндерманом в Свердловский театр кукол.
А через десять лет от учителя последовало очередное приглашение — в Томск, где Роману Михайловичу было предложено возглавить театр кукол. Она поехала туда почти не раздумывая, вместе со всей семьей: с мужем и сыновьями. И никогда не пожалела об этом.
Она разделила судьбу «Скомороха» (так позднее с легкой руки Мастера стал называться этот театр), пережила с ним благополучные и не очень времена, а также пору вынужденного «бродяжничества», когда из-за отсутствия постоянного «дома» театр вынужден был гастролировать по миру. Именно в этом театре в полной мере раскрылось ее актерское дарование.
Хотя, театральная биография актрисы в Томске не ограничилась только «Скоморохом». Несколько лет назад она совместно с коллегами организовала театр кукол «Этнос».
Томск – город многонациональный и многоконфессиональный, — поясняет Марина Дюсьметова. — Здесь с давних времен живут люди разных национальностей, а в наши университеты приезжают учиться студенты из разных стран. Поэтому, идея создания театра, репертуар которого бы составляли спектакли по сказкам народов мира, нам показалась интересной. Несмотря на то, что «Этнос» просуществовал недолго, он сумел заявить о себе и полюбиться зрителям.
Пять лет (с 2006 по 2011) Марина Дюсьметова играла на сцене Томского ТЮЗа. И там было создано немало интересных, колоритных образов! И там она пользовалась огромным успехом у зрителей и безграничным уважением у коллег!
Но все же вернулась в «родную гавань» — в «Скоморох»!
Несколько лет подряд Лариса Отмахова, которая тогда являлась директором «Скомороха», настойчиво звала меня назад, — рассказывает Марина Викторовна. — Когда я вернулась, то почувствовала себя дома. Ощутила, как мне не хватало все это время не только кукол и иного актерского существования, но и наших маленьких, наивных, открытых и доверчивых зрителей, которых нельзя обмануть, с которыми надо быть предельно честными.
В родном театре актрису ждали новые спектакли, новые интересные роли. В 2018 году Марина Дюсьметова вместе со своими партнершами-кукловодами, актрисами Натальей Павленко и Екатериной Ромазан стала лауреатом Национальной театральной премии «Золотая маска» в номинации «За лучшую женскую роль в театре кукол» (роль сеньоры Тепан в спектакле С. Иванникова «Пикник» по пьесе Ф. Аррабаля).
Марина Викторовна очень много работает и как постановщик. Ее спектакли идут в Кемерове, Северске, Томске. В родном «Скоморохе» она особенно любит зал «Театр на подушках», куда приходят с родителями самые маленькие зрители. Для своих постановок предпочитает выбирать классику: Маршака, Чуковского, Даля, Мамина-Сибиряка, Бажова… Марина Викторовна считает, что ребенок с самых ранних лет должен слышать хороший текст, приобщаться к лучшим образцам родной литературы.
А еще я убеждена в том, — говорит актриса, — что спектакль для детей должен быть интересен и взрослым. Тогда родители точно и во-второй, и в третий раз приведут ребенка в театр. Не раз бывало, что взрослые впервые открывали для себя какие-то классические произведения на наших спектаклях. Работа в камерном зале, когда зритель находится так близко, требует особых навыков от исполнителей. К счастью, наши актеры очень хорошо умеют работать в пространстве «Театра на подушках». Часто после спектакля можно увидеть, как ребятня виснет на актерах, обнимает их. А это самое искреннее проявление любви и лучшая награда за игру!
В последнее время художником-постановщиком спектаклей Марины Дюсьметовой все чаще является ее сын, заведующий художественно-постановочной частью «Скомороха» Максим Дюсьметов. Архитектор по первому образованию, он недавно получил специальность художника-сценографа в Национальной академии современных технологий. Творческий тандем Дюсьметовых имеет свой стиль и уже хорошо известен томским и северским зрителям.
Портрет нашей героини был бы неполон, если бы мы ни упомянули еще об одной ее стезе – педагогической. Театральной педагогикой Марина Дюсьметова начала заниматься очень давно — в Свердловске, практически сразу же после окончания театрального училища. По просьбе руководителя театральной студии при политехническом институте, которая уезжала в другой город, «подхватила» коллектив. Ребята-политехники подкупили ее своим азартом, желанием творить, экспериментировать. Она не просто передавала им то, что знала сама, но и училась вместе с ними.
«Я учусь вместе с вами», — эту фразу она часто повторяет своим ученикам. И это действительно так, ведь аудитории, с которыми приходилось и приходится работать Марине Викторовне, самые разные. И для каждой: будущих актеров и режиссеров, педагогов, школьников и студентов — нужны своя программа, свой подход, свои методики.
При всем своем опыте и заслугах Марина Викторовна абсолютно лишена «звездности». Она убеждена, что послужной список творческого человека – еще не аргумент для зрителя. Актер, режиссер, музыкант должен доказывать свой талант и профессионализм, каждый раз появляясь на сцене!