Роман Михайлович Виндерман
Советский и российский театральный режиссёр, заслуженный деятель искусств Российской Федерации.
«Почему именно театр кукол? По выразительным средствам он куда богаче драматического. Никакой другой театр не может создать ту атмосферу на сцене, что возможна у нас».
17 октября 1945. Родился в Одессе в семье Михаила Исаевича и Матильды Рувимовны Виндерман (урожденной Богжецкой). Отец был известным в Одессе врачом-терапевтом. Сестра матери, Марьяна Рувимовна, работала в Одесском театре юного зрителя.
1961–1965. После окончания школы работал на Одесском заводе радиально -сверлильных станков (1961–1962), далее — актёром в филиале Одесского ТЮЗа (актёр вспомогательного состава в 1962–1964, в 1964–1965 — актёр II-й категории).
Поступил в Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии (факультет драматического искусства, режиссёрский курс театра кукол, мастерская М.М. Королёва). Дипломный спектакль – «Снежная королева» по Г.-Х. Андерсену (был поставлен в Свердловском городском театре кукол. Впервые в спектакле играли не куклы, а актёры в масках). Окончил обучение в 1970 г.
Был зачислен в штат Свердловского городского театра кукол сначала актёром, а затем – режиссёром-постановщиком. Первые постановки: «Снежная королева» Е. Шварца, «Алёнушка и солдат» В. Лившица, «Али-Баба и разбойники» В. Маслова.
1971. Начал работать режиссёром «по приглашению» в театрах других городов России. В Ижевском театре кукол поставил спектакль «Ты для меня» (Г. Сапгир, Н. Цыферов). В том же году стал плодотворно сотрудничать с телевидением: было поставлено несколько телеспектаклей и снято несколько кукольных мультипликационных фильмов.
1972. Стал преподавать в Свердловском театральном училище на отделении «Актёр театра кукол», где поставил ряд спектаклей.
1974–1983. Работает главным режиссёром Свердловского городского театра кукол.
1975, 1977, 1979, 1982. Участвовал в I и II фестивалях театров кукол Урала, представлял свои спектакли «Солнечный луч» А. Попеску (1975), «Золотой волос» П. Бажова и «Недоросль» Д. Фонвизина (1977), «Сэмбо» Ю. Елисеева, «Сирано де Бержерак» Э. Ростана и «Такой большой и страшный» Ю. Аверенкова (1982).
1982. Поставил в Томском областном театре кукол спектакль «Пиросмани» по пьесе В. Коростылёва. Главную роль сыграл актёр Томского областного драматического театра Е. Платохин.
1983. Вместе с супругой, театральным художником Любовью Олеговной Петровой и десятью актёрами из Свердловска переехал в Томск, где ему была предложена должность главного режиссёра Томского областного театра кукол (занимал эту должность вплоть до своей смерти в 2001 году), а Любови Петровой – главного художника. Первыми постановками в 1983 году стали «38 попугаев» Г. Остера, «Привет мартышке» Г. Остера; «Машенька и медведь» Г. Ландау.
Поставил спектакль «Самый правдивый» по пьесе Г. Горина, где сам сыграл главную роль барона Мюнхгаузена.
Томский областной театр кукол был переименован в Томский областной театр куклы и актёра «Скоморох».
Поставил спектакль «Было или не было» П. Грушко (инсценировка романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»). В спектакле приняли участие ведущие актёры театра А. Капранов, В. Васягин, М. Дюсьметова, В. Козлов, С. Тимофеев.
Осуществил постановку «Котлована» по повести А. Платонова. В 1991 спектакль был выдвинут на соискание Государственной премии РСФСР в области литературы и искусства.
1991. Стал делегатом учредительного конгресса Лиги свободных кукольников «КУКАРТ» (Ленинград).
1991–1996. Руководил заочным актёрско-режиссерским курсом Санкт-Петербургской академии театрального искусства.
Р. Виндерману было присвоено звание «Заслуженный деятель искусств РФ». Состоял персональным членом UNIMA [УНИМА] Международного союза деятелей театра кукол, в начале 1990-х входил в Лигу свободных кукольников «КУКАРТ» вместе с Л. Петровой и М. Дюсьметовой.
1993. С режиссёром Дж. Навиасом осуществил совместную постановку театров «Open Hand» (Сиракьюз, штат Нью-Йорк, США) и «Скоморох». Была поставлена комедия В. Шекспира «Сон в летнюю ночь», которая исполнялась на двух языках – русском и английском.
Состоялась еще одна совместная международная постановка. Режиссёры Р. Виндерман (театр «Скоморох») и Х. Бреме (театр «Am Faden». Штутгарт, Германия) поставили спектакль «Раскольников» по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». В октябре 2000 спектакль был восстановлен в Томске.
1994, 1996, 1997. Стал лауреатом Томского областного театрального конкурса «Маска» в номинации «Лучшая работа режиссёра».
1996. Был инициатором проведения в Томске Международного фестиваля театров кукол «Безграничный театр».
1996–1999. Преподавал на режиссёрском курсе Томского областного колледжа культуры и искусств.
1996–2001. Совмещал руководство театром «Скоморох» с должностью главного режиссёра Алтайского государственного театра кукол «Сказка» (Барнаул). Поставил несколько спектаклей.
1998. Состоялась премьера спектакля Р.Виндермана «Ну, и здоровенная она у тебя!, или Que grand tu as!» по роману Ф. Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль» (пьеса А. Митникова, музыка А. Чёрного). Как один из лучших спектаклей сезона 1997–1998 впервые в истории томского театра он был представлен в трёх номинациях на соискание Национальной театральной премии «Золотая маска». В этом же году постановка стала лауреатом Томского областного театрального конкурса «Маска» в двух номинациях: «Лучший спектакль» и «Лучший художник» (Л. Петрова)
1999. «Скоморох» переехал в здание «Дома науки им. П.И. Макушина» на Соляной площади, 4, где располагается и по сей день. В фойе театра размещен портрет Р. Виндермана работы томского художника В. Кана.
16 августа 2001 умер в Томске. Похоронен на кладбище «Бактин».
2001. Постановлением Законодательной думы Томской области Томскому областному театру куклы и актера «Скоморох» было присвоено имя Романа Виндермана.
Репертуарный лист режиссёра Романа Михайловича Виндермана (1945-2001)
(спектакли, созданные в соавторстве с супругой, главным художником театра «Скоморох» Л.О. Петровой, отмечены знаком *)
- 1970. «Снежная королева» Е. Шварца. Свердловский городской театр кукол (далее – СГТК, Свердловск). Дипломная работа выпускника Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии.
- 1970. «Али-Баба и разбойники» В. Маслова. СГТК.
- «Алёнушка и солдат» В. Лившица. СГТК.
- «Медвежонок Рим-тим-ти» Я. Вильковского, музыка Е. Гиммельфарба. СГТК.
- 1971. «Ты для меня» Г. Сапгира, Н.Цыферова. Ижевский театр кукол (Удмуртская АССР).
- 1971. «Ай да Мыцык!» М. Усача, Е. Чеповецкого (телеспектакль Свердловской студии телевидения).
- «По щучьему велению» Е. Тараховской. СГТК.
- «Слонёнок» И. Владычиной. СГТК.
- 1972. «Дельфиния» Д. Нормет. СГТК.
- 1973. «Теремок» С. Маршака. СГТК.
- «Африка, Африка» В. Саруханова. СГТК.
- 1973. «Аистёнок и Пугало» Г. Крчуловой, Л. Лопейска (по мотивам книги Я. Водражека «О пугале»). СГТК.
- 1973. «Фантазии барона Мюнхгаузена» Л. Браусевича. СГТК.
- 1973. «Гусёнок» Н. Гернет. СГТК.
- 1974. «Три счастливца» (по мотивам сказок братьев Гримм) Л. Петровой. СГТК.
- 1974. «Рим-тим-ти-мастер» Я. Вильковского. СГТК.
- 1974. «Медвежонок Рим-ти-ти» Я. Вильковского. Театр кукол «Буратино»
(Магнитогорск).
- 1974. «Солнечный луч» А. Попеску. СГТК.
- 1974. «Лев ушел из дома» Ю. Яковлева. СГТК.
- «Горящие паруса» Л. Барусевича. СГТК.
- 1975. «По щучьему велению» Е. Тараховской. Свердловское театральное училище.
- 1975. «Три счастливца» (по сказкам братьев Гримм). Тюменский театр кукол.
- «Он рад зелёной песенке» К. Мешкова. СГТК.
- 1976. «Слонёнок» И. Владычиной. Свердловское театральное училище.
- 1976. «Золотой ключик» А. Толстого. СГТК.
- 1976. «Питер Пэн» Дж. Барри, музыка Т. Комаровой. СГТК.
- 1976. «Петя Светофоров» Л. Петровой. СГТК.
- 1976. «Кошкин дом» С. Маршака. СГТК.
- 1976. «Про котёнка Женю и правила движения» Л. Петровой (телевизионный мультипликационный фильм Свердловской студии телевидения).
- 1976. «Недоросль» Д. Фонвизина (пересказ для театра кукол В. Сагалова и Л. Жаданова). СГТК.
- 1977. «Золотой волос» П. Бажова (инсценировка В. Барановой). СГТК.
- «Голый король» Е. Шварца. СГТК.
- 1977. «Волк и козлята» Г. Ландау. СГТК.
- 1977. «С чего начинается Родина» В. Тихвинского. СГТК. В 1979 г. спектакль был награждён премией Министерства культуры СССР.
- 1978. «Такая музыкальная история» К. Мешкова. Московский театр кукол.
- Вагенштейн А. Сокровища Сильвестра. Свердловское театральное училище.
- 1978. «Репка» В. Усовича. СГТК.
- 1978. «Неизвестный с хвостом» С. Прокофьевой. СГТК.
- 1978. «Странный сон» Л. Петровой (телевизионный мультипликационный фильм Свердловской студии телевидения).
- 1978. «Сэмбо» Ю. Елисеева. СГТК.
- 1978. «Три поросёнка» С. Михалкова, композитор А. Чёрный, художник Э. Дюсьметов. Нижнетагильский театр кукол.
- 1979. «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» П. Неруды (инсценировка П. Грушко). Свердловское театральное училище.
- 1979. «Такой большой и страшный» Ю. Аверенкова, композитор А. Чёрный. Московский театр кукол.
- 1979. «Баня» В. Маяковского. СГТК.
- 1979. «Красные дьяволята» П. Бляхина, композитор А. Чёрный, (инсценировка Р. Виндермана) СГТК.
- 1980. «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» (инсценировка П. Грушко). Челябинский театр кукол.
- 1980. «Такой большой и страшный» Ю. Аверенкова, композитор А. Чёрный. СГТК.
- 1980. «Декамерон» Дж. Боккаччо. Алтайский государственный театр кукол.
- 1980. «Тимур против Квакина» Т. Гайдара и Г. Яловича, композитор А. Чёрный. СГТК.
- 1981. «Мцыри» М. Лермонтов (кукольный балет). Свердловское театральное училище.
- 1981. «Бука» М. Супонина. СГТК.
- 1981. «Телефон» М. Фратти. СГТК.
- 1981. «Сирано де Бержерак» Э. Ростана, композитор А. Чёрный. СГТК.
- 1981. «Красные дьяволята» П. Бляхина (инсценировка Р. Виндермана), композитор А. Чёрный. Театр кукол (г. Краснотурьинск, Тюменской области).
- 1981. «Весёлые медвежата» М. Поливановой, композитор Т. Комарова. СГТК.
- 1981. «Солнечный луч» А. Попеску. Свердловское театральное училище.
* 1982. «Жаворонок» Ж. Ануя. Свердловское театральное училище.
- 1982. «Ермаковы лебеди» П. Бажова. СГТК.
* 1982. «Пиросмани» В. Коростылёва. Томский областной театр кукол (далее – ТОТК).
- 1982. «Был я очень небольшой» А. Клёнова (инсценировка «Денискиных рассказов» В. Драгунского), музыка С. Томина. СГТК.
- 1983. «Жаворонок» Ж. Ануя. Свердловское театральное училище.
- 1983. Бенефис Л. Петровой. СГТК.
- «Али-Баба и разбойники» В. Маслова. СГТК.
* 1983. «38 попугаев» Г. Остера. ТОТК.
* 1983. «Привет мартышке» Г. Остера. ТОТК.
- 1983. «Машенька и медведь» Г. Ландау. ТОТК.
- 1983. «Бонжур, месье Перро!» С. Прокофьевой. Красноярский театр юного зрителя.
* 1984. «Путешествие с куклами» (театральное обозрение) Р. Петрова (псевдоним Р. Виндермана). ТОТК.
* 1984. «Мирандолина» К. Гольдони (инсценировка комедии «Трактирщица»), композитор А. Чёрный. ТОТК.
- 1984. «Кошкин дом» С. Маршака. ТОТК.
* 1984. «Марсианские хроники» Р. Брэдбери. ТОТК.
* 1984. «Самый правдивый» Г. Горина. Комическая фантазия, рассказанная актёрами и куклами. Главную роль барона Мюнхгаузена сыграл сам Р. Виндерман, композитор А. Чёрный. ТОТК.
* 1985. «Гусёнок» Н. Гернет. ТОТК (далее – театр куклы и актера «Скоморох»).
* 1985. «С чего начинается Родина» В. Тихвинского. «Скоморох». Спектакль был удостоен премии Томского обкома ВЛКСМ.
* 1985. Орлов В. Золотой цыплёнок. «Скоморох».
* 1985. «Тоот, другие и майор» И. Эркеня. Народный театр городского отдела культуры (г. Томск).
* 1985. «Жаворонок» Ж. Ануя, музыка С. Губайдуллиной. «Скоморох».
* 1986. «Сказ о Мальчише-Кибальчише» В. Лебедева, А. Кирилловского (инсценировка сказки А. Гайдара). «Скоморох».
* 1986. «Был я очень небольшой» А. Клёнова (инсценировка «Денискиных рассказов В. Драгунского). «Скоморох».
* 1986. «Каштанка» А. Чехова. Омский государственный театр кукол.
- «Очаковский каземат» Я. Апушкина. Народный театр (г. Томск).
- 1986. Массовый праздник «Весна-86» (г. Томск).
- «Необычайные превращения» К. Мешкова. «Скоморох».
- «Три поросёнка» С. Михалкова. «Скоморох».
* 1987. «Печка на колесе» Н. Семёновой. Народный театр (Томск).
* 1987. «Было или не было» П. Грушко (по роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита»), композитор А. Чёрный, исполнитель роли Мастера – Р. Виндерман. «Скоморох». Спектакль показывался два дня и состоял из 2 частей: «Театр Сатаны», «Маргарита». Эскизы персонажей спектакля, выполненные Л. Петровой, экспонировались на выставках в Москве и Праге, три из них были куплены Центральным музеем театра им. С. Бахрушина в Москве.
- 1987. «Волк и козлята» Г. Ландау. «Скоморох».
* 1987. «Был я очень небольшой» А. Клёнова (инсценировка «Денискиных рассказов» В. Драгунского). Театр кукол «Буратино» (Магнитогорск).
- 1987. «Обыкновенный концерт, или Что умеют делать куклы» (спектакль). «Скоморох».
* 1987. «Путешествие с куклами» (театральное обозрение) Р. Петрова (псевдоним Р. Виндермана). Омский государственный театр кукол.
* 1988. «Трудно быть богом» А. Стругацкого и Б. Стругацкого (автор инсценировки – Р. Виндерман). Томский театр юного зрителя (ТЮЗ).
* 1988. «Три мушкетёра» М. Рехельса (инсценировка одноимённого романа А. Дюма), композитор А. Чёрный. «Скоморох». Сбор от премьерного спектакля был перечислен в фонд помощи пострадавшим от землетрясения в Армении.
- 1988. «Такой рогатый, такой лохматый» Т. Шишовой, И. Медведевой. «Скоморох».
- «Стеклянная клетка» А. Кертеса. «Скоморох».
* 1989. «Ковбойская история» С. Макеева. «Скоморох».
* 1989. «Котлован» А. Платонова (инсценировка А. Корина). «Скоморох».
В 1991 году спектакль был выдвинут на соискание Государственной премии РСФСР в области литературы и искусства.
- «Русалочка» Г.-Х. Андерсена (режиссёры: Р. Виндерман, С. Капранова). «Скоморох».
* 1990. «Приключения барона Мюнгаузена» Л. Браусевича. «Скоморох».
* 1990. «Приключение барона Мюнгзаузена» Л. Браусевича. Театр кукол (Нерюнгри).
* 1991. «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» П. Грушко (инсценировка драматической кантаты П. Неруды), музыка А. Рыбникова. «Скоморох».
* 1991. «Жил-был Геракл» М. Бертенева. Набережночелнинский государственный театр кукол (Набережные Челны, Республика Татарстан).
* 1992. «Жил-был Геракл» М. Бертенева. «Скоморох».
* 1992. «Юнона и Авось» А. Рыбникова (либретто А. Вознесенского). «Скоморох». Спектакль входил в состав совместной постановки «Скомороха» и театра «Open Hand» (Сиракьюз, США) – «Через океан», американский спектакль – «Познание мира».
* 1992. «Колдовские сказки» В. Кобекина (опера для детей в 2-х действиях). Екатеринбургский государственный академический театр оперы и балета.
* 1992. «По щучьему велению» Е. Тараховской. Спектакль ставился в театре «Am Faden» (Штутгарт, Германия).
- 1992. «Русалочка» Г.-Х. Андерсена. Большой театр кукол (г. Санкт-Петербург).
- 1992. «История о том, о сем» Н. Хмелевой. «Скоморох».
* 1992. «Макбет» В. Шекспира. «Скоморох».
* 1993. «Макбет» В. Шекспира. Театральный институт (Екатеринбург).
* 1993. «Ревизор» Н. Гоголя. Екатеринбургский муниципальный театр кукол (Екатеринбург)
* 1993. «Сон в летнюю ночь» В. Шекспира В. (режиссёры: Р. Виндерман, Дж. Навиас (США), композитор А. Чёрный). Совместная постановка «Скомороха» и театра «Open Hand» (Сиракьюз, штат Нью-Йорк, США), спектакль исполнялся на русском и английском языках.
- «Щелкунчик» Э.Т.А. Гофмана. Театр «Уникум» (Санкт-Петербург).
* 1994. «Раскольников Ф. Достоевского (инсценировка романа «Преступление и наказание»), автор инсценировки Р. Виндерман, режиссеры Р. Виндерман и Х. Бреме (Германия)). Совместная постановка «Скомороха» и театра «Am Faden» (Штутгарт, Германия). В октябре 2000 г. в Томске состоялась премьера новой версии спектакля.
* 1995. «Два приключения Гулливера» Е. Брошкевича. Томский театр драмы.
* 1995. «Али-Баба и разбойники» В. Маслова. Совместная постановка «Скомороха» и Томского ТЮЗа (режиссёры Р. Виндерман и Ю. Пахомов).
* 1995. «История вокруг мороженого» Р. Петрова (псевдоним Р. Виндермана) Театр кукол (Краснодар).
* 1996. «Огниво» Г.-Х. Андерсена. «Скоморох».
* 1996. «Без царя в голове» П. Грушко (по мотивам романа М.Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города»). Алтайский государственный театр кукол «Сказка» (Барнаул).
* 1996. «Театр времен Нерона и Сенеки» Э. Радзинского. Томский театр драмы.
* 1997. «Лев Гурыч Синичкин» Д. Ленского. Томский ТЮЗ.
* 1997. «Стриптиз» С. Мрожека. «Скоморох». Спектакль на премьерном показе был 2-й частью спектакля «Кто?» (1-я часть – спектакль «Чудная баба» по пьесе Н. Садур в постановке И. Васильевой).
* 1997. «Питер Пэн» Дж. Барри. Алтайский государственный театр кукол «Сказка» (Барнаул).
- «Как лиса медведя обманывала, да потом сама попалась. М. Супонина. Алтайский государственный театр кукол «Сказка» (Барнаул).
* 1998. «Ну, и здоровенная она у тебя, или Que grand tu as! А. Митникова (инсценировка романа Ф. Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль»), музыка А. Чёрного. «Скоморох». Спектакль победил в номинации «Лучший спектакль» Томского областного театрального конкурса «Маска-98» (художник спектакля Л.О. Петрова победила в номинации «Лучший художник»); был представлен в трёх номинациях Национальной театральной премии «Золотая маска».
* 1998. «Был я очень небольшой» А. Клёнова (инсценировка «Денискиных рассказов» В. Драгунского). Алтайский государственный театр кукол «Сказка» (Барнаул).
* 1999. «Руслан и Людмила» А.С. Пушкина. Алтайский государственный театр кукол «Сказка» (Барнаул).
* 1999. «Мёртвые уши, или Новейшая история туалетной бумаги» О. Богаева. Томский театр драмы (малая сцена).
* 1999. «Оркестр» Ж. Ануя. Новокузнецкий театр драмы (спектакль был поставлен в фойе театра).
* 1999. «Оркестр» Ж. Ануя. Томский областной колледж культуры и искусств.
* 1999. «Огниво» Г.-Х. Андерсена. Театр кукол (Ижевск).
- 1999. «Самая трудная роль» (поют артисты театра). «Скоморох».
- 1999. Ионеско Э. Лысая певица (музыкальное оформление В. Филоненко).
«Скоморох».
* 1999. «Мёртвые уши, или Новейшая история туалетной бумаги» О. Богаева. Алтайский государственный театр кукол «Сказка» (Барнаул).
* 2000. «Из Пушкина нам что-нибудь» А. Митникова (мюзикл по мотивам повести А.С. Пушкина «Барышня-крестьянка»), композитор А. Чёрный. «Скоморох».
* 2000. «Кароль» С. Мрожека. «Скоморох».
- 2000. «Белый Бим Чёрное ухо». Г. Троепольского. Воронежский театр кукол.
- «Оркестр» Ж. Ануя. Алтайский краевой театр драмы им. В. Шукшина (г. Барнаул). Спектакль был поставлен на малой сцене.
- 2001. «Солдат, купец и черти» Е. Воробьёва. Алтайский государственный театр кукол «Сказка» (Барнаул).
* 2001. «Волшебная лампа Аладдина» Н. (музыкальное оформление В. Филоненко). «Скоморох».
* 2001. «Сон в летнюю ночь» В. Шекспира (концерт для фортепьяно с артистами), режиссёр-постановщик Р. Виндерман, режиссёр М. Дюсьметова. Премьера состоялась уже после смерти Р.М. Виндермана.
Фрагменты из автобиографических заметок Р. М. Виндермана.
<…> Я одессит, часто ходил в ТЮЗ, где родная тётка работала, там и «заразился» театром, там начал работать актёром вспомогательного состава. В 70-м окончил Ленинградский институт театра, музыки и кинематографии – режиссёрское отделение.
14 лет работал в Свердловском кукольном театре и одновременно преподавал в театральном училище. Был бесконечно счастлив, когда вместе с десятью своими учениками получил приглашение в Томский театр кукол. Собственно, здесь мы начинали новое дело. Старый театр практически прекратил свое существование.
Когда мы приехали в Томск, было ощущение, что попали в другое государство. Здесь мы почувствовали себя людьми. Никто не регламентировал наше творчество, не разговаривал в приказном порядке, не навязывал своего начальственного мнения. Переезд в Томск был счастливым, вернее будет сказать, счастливым был отъезд из Свердловска. У меня в то время сложились невыносимые отношения с партийным руководством культурой. Кроме детских спектаклей в театре не разрешались никакие постановки. Но ведь ясно: в одних только сказках, в детском репертуаре настоящий актёр не может получить истинного творческого удовлетворения, не может раскрыться. Ну нельзя же всю жизнь играть медведей и зайчиков!
Здесь, в Томске, я получил полную свободу творчества. И мы стали известными, играя взрослый репертуар. Почему именно кукольный театр? Я не могу смотреть павильонные пьесы, где сидят, пьют чай и как бы рассуждают. Мне это скучно, стыдно: показывать со сцены то, что повседневно происходит в жизни. Моё категорическое убеждение: спектакль не должен походить на жизнь. По выразительным средствам наш театр кукол куда богаче драматического. Никакой другой театр не может создать ту атмосферу на сцене, что возможна у нас.
В Швейцарии, например, актёры выходили на бис по восемь-десять раз. Помню, пригласили играть в музее. Зал как зал. Как расположить декорации, где будут сидеть зрители? Всё получилось, как в американском фантастическом фильме: нажали кнопочки – пол куда-то ушёл, появилась сцена, зрительный зал с сиденьями. Первый ряд был очень близко к сцене. Сидели солидные, нарядно одетые дамы. Мы играли «Котлован» – спектакль грязный, гравий, шлак. Попала пыль и на наших фрау. Но ни одна не возмутилась, не встала, не ушла. Прикрыли платочками нижнюю часть лица, как наши колхозницы на току. Хочется думать, что и спектакль понравился, и труд любой у них очень ценится. Не на словах, как у нас, а на деле. Могли ли они уйти, видя, как трудятся актёры? <…>.
<… Увлечение – только театр. Семья – Любовь Петрова, художник нашего театра – моя жена. И дочь Ирина, 16 лет, хочет быть актрисой. Вышла на сцену в четыре года. Многие актёрские дети идут по стопам родителей. Пусть будет актрисой, буду помогать. Чем могу. Страшит возможная бесталанность, посредственность, а это трагедия для актрисы…>
Источник:
Впервые текст был опубликован: Роман Виндерман. Досье на самого себя: 17 октября Роману Виндерману исполнилось бы 60… : [с публ. документов из личного архива] //День добрый: [газ. изд. дома «Томский вестник»]. – 2004. – 15–22 окт. (№ 42). – С. 11.