КО ДНЮ РОЖДЕНИЯ МАСТЕРА



Семнадцатое октября – особый день в истории «Скомороха». День рождения Мастера, великого режиссера, имя которого носит театр. Сегодня Роману Михайловичу Виндерману исполнилось бы 78 лет.

Его имя в представлении не нуждается. Оно давно стало символом, составляющей частью Томска, томского театра, томской культуры. Да, только ли Томска? Творчество Романа Михайловича, его уникальный режиссерский почерк хорошо известен и в России, и за ее пределами.

В этот осенний день мы предлагаем вам вспомнить некоторые факты биографии Романа Михайловича и в очередной раз поблагодарить его родителей — Михаила Исаевича и Матильду Рувимовну — а также Одессу, подаривших миру замечательного художника и человека.

Наверное, в том, что он связал свою жизнь с театром, с режиссурой отчасти «повинна» его тетя, сестра мамы — Марьяна Рувимовна, которая служила в Одесском театре юного зрителя. Благодаря ей, он бывал на многих спектаклях, постепенно влюбляясь в театр.

Правда, сразу после окончания школы год проработал на одном из одесских заводов, а уж затем был принят в филиал упомянутого ТЮЗа сначала артистом вспомогательного состава, а потом стал артистом 2-й категории.

Театральное образование получил в Ленинградском государственном институте театра, музыки и кинематографии, окончив режиссерский курс театра кукол (мастерская Михаила Королева) факультета драматического искусства. Его дипломный спектакль «Снежная королева» по Г.-Х. Андерсену был поставлен в Свердловском городском театре кукол.

«Он был принят с большими спорами и противоречиями между критиками, серьезно ломались копья, что это за «Снежная королева» Шварца. Во-первых, драматургия неоднозначная, не слишком советская, во-вторых – дискуссии вызывал прием, в котором молодой режиссер решил спектакль. Сегодня мало кого этим удивишь, а тогда это было чудом, что роли играли люди в больших масках. Артисты словно сами превращались в большую куклу» (Любовь Петрова – театральный художник, заслуженный работник культуры. Из книги «Р.М. Виндерман» Жизнь замечательных томичей. ТОУНБ им. А.С. Пушкина, 2013)

Молодого талантливого режиссера заметили, после чего началось его постоянное сотрудничество со свердловским театром. Сначала он был зачислен в его штат актером, потом назначен режиссером-постановщиком, а спустя несколько лет стал и главным режиссером.

С этим театром связано его режиссерское становление, формирование его творческой самобытности, первый успех, первое большое признание. И именно здесь судьба подарила ему встречу с любимой женщиной, ставшей впоследствии не только женой, но и другом, единомышленником, соавтором – Любовью Олеговной Петровой.

Годы спустя вместе с ней и еще десятью своими учениками – выпускниками Свердловского театрального училища ( он преподавал там параллельно с работой в театре) в 1983 году Роман Михайлович приехал в Томск. Ему предложили стать главным режиссером Томского областного театра кукол, а Любови Олеговне – главным художником.

С этого времени начинается новая, необычайно интересная, полная поисков и открытий история виндермановского театра в студенческом Томске.

Вспоминает Валентина Головчинер – театральный критик, доктор филологических наук, профессор ТГПУ:
«Театр Романа Виндермана в Томске – это эпоха и по значимости сделанного, и по продолжительности художественного воздействия. Первая постановка осуществлена была в 1981 году – последняя в 2001-м. Никто из режиссеров не работал в Томске так долго и так плодотворно… Поражало и восхищало в «скоморошьих» спектаклях многое, хотя и не всё в равной степени. Но шедевры не рождаются каждый день. В годы застоя творческому человеку непросто было отстаивать свою линию в искусстве, свой выбор материала. Но Виндерман умел быть интересным разным зрителям, поражать воображение» (Из книги «Р.М. Виндерман» Жизнь замечательных томичей. ТОУНБ им. А.С. Пушкина, 2013)

Романа Виндермана и еще несколько учеников Михаила Королева называют основателями Уральской зоны режиссеров-кукольников.

Вот как характеризовала их известный театровед, редактор театральных изданий, руководитель семинара режиссеров и художников театров кукол Уральской зоны Ирина Уварова:

«Уральская зона была у начальства на подозрении: и театр какой-то не такой, и тянет их к взрослому репертуару… Повышенная бдительность власти ощутима была кожей… Помогало чувство юмора, счастливая возможность осмеять любую ситуацию. … Юмор был драгоценного
качества» . (Из книги «Р.М. Виндерман» Жизнь замечательных томичей. ТОУНБ им. А.С. Пушкина, 2013)

Надо ли говорить, что театр Виндермана произвел настоящую революцию в Томске! Несмотря на непрезентабельное и плохо приспособленное для показа спектаклей здание, где он располагался, сюда приходила самая интеллигентная и интеллектуальная публика Томска. Лишние билетики спрашивали за несколько десятков метров до входа, и практически каждый показ сопровождался аншлагом.

Из воспоминаний бывшего завлита Томской драмы Марии Смирновой:

«Чтобы заразить нас, зрителей, любопытством, подтолкнуть к сотворчеству, у Виндермана было много приёмов. К примеру, в спектакле «Самый правдивый» он переставлял нам глаза на затылок почти в прямом смысле слова. За пятнадцать минут антракта в зрительном зале производилась полная перестановка – сцена переносилась на противоположную сторону, переставлялись скамьи, и мы, войдя, не сразу соображали, что нас развернули на 180 градусов, «коленками назад». Но вот чувство смещения пространства, какого-то нового ракурса возникало сразу и помогало включиться во второе действие, в котором менялся жанр, а все персонажи, кроме самого Барона, вначале игрались в живом плане, а тут становились куклами. Не такая уж сложная, но убедительная метафора: не захотели понять и принять живой и благородный мир героя (а играл его сам Виндерман) –окуклились… Он успел много. Потому что всегда отличался фантастической энергией. Ставил спектакли в театрах соседних городов и за рубежом , ставил в наших драме и ТЮЗе, и даже — оперу в Свердловске. Думаю, для того, чтобы хранить верность своему принципу – «театр должен удивлять, иначе грош нам цена» – Роману очень важны были эти переходы в другие жанры, в другие театры, на другие языки – в прямом и переносном смысле. Он, не стесняясь, припадал к различным источникам – главное, что во всех была живая вода» (Из книги «Р.М. Виндерман» Жизнь замечательных томичей. ТОУНБ им. А.С. Пушкина, 2013).

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!