До Премьеры «ТЁРКИН ЖИВ?!» осталось всего пять дней!
«Тёркин жив?!» Ответ на этот вопрос совсем скоро узнают зрители, которые придут в «Скоморох» на премьеру спектакля по знаменитой поэме Александра Твардовского. А до премьеры осталось меньше недели!
Волнуется режиссер, волнуются актеры, волнуются работники цехов. Впрочем, это состояние привычное перед выпуском любого нового спектакля.
Все хотят, чтобы он понравился зрителям, и мы надеемся, что так и будет!
А пока хотим напомнить вам некоторые факты, связанные с созданием самой поэмы.
Поначалу главный персонаж — Вася Тёркин — задумывался как герой советско-финской войны.
Александр Твардовский, бывший в 1939—1940 годы корреспондентом газеты Ленинградского военного округа «На страже Родины», создал некий лубочный образ веселого, неунывающего солдата, который бы рассказывал о фронтовых новостях. К середине 1941 года поэт планировал закончить работу над собранием стихов о борьбе Васи Тёркина с белофиннами, но началась Великая Отечественная война.
С первых её дней Твардовский был назначен на должность военкора в газету «Красная Армия» и выехал на фронт. Вместе с армией он оказывался в самых горячих точках, выходил из окружения. К мысли о «Тёркине» Твардовский вернулся через год, в июне 1942 года.
Собрав разрозненные записи и наброски, он снова садится за работу, но это уже не «Вася Тёркин», а «Василий Тёркин». Сменилось не только имя. На фоне разворачивающихся событий неуместны стали озорство и шутливость Васи, требовался образ эпического воина-освободителя. «Война всерьёз, и поэзия должна быть всерьёз», – напишет позднее поэт в своём дневнике. И обозначит свою гражданскую позицию в прологе к новой поэме:
Без чего? Без правды сущей
Правды, прямо в душу бьющей,
4 сентября 1942 года в газете «Красноармейская правда» были опубликованы первые главы поэмы. Они вышли в свет после тяжёлого и длительного отступления наших войск, когда была необходима духовная поддержка бойцов.
Вскоре «Правда», «Известия», «Знамя» стали перепечатывать поэму, отрывки из неё читал по радио Юрий Левитан. Когда в 1943 году Твардовский хотел закончить поэму, он получил множество писем от читателей с просьбами и даже требованиями продолжения. В итоге поэма была завершена в 1945-м. Многие фразы из неё стали крылатыми.
Показательно, что русский писатель Иван Бунин, скептически относящийся ко всему тому, что создавалось в России после Октябрьской революции, не исключая и литературного творчества, положительно отозвался о «Василии Тёркине».
В письме к писателю Николаю Телешову от 10 сентября 1947 года он писал:
«Дорогой Николай Дмитриевич, я только что прочитал книгу А. Твардовского ( «Василий Тёркин») и не могу удержаться – прошу тебя, если ты знаком и встречаешься с ним, передать ему при случае, что я (читатель, как ты знаешь, придирчивый, требовательный) совершенно восхищен его талантом – это воистину редкая книга: какая свобода, какая чудесная удаль, какая меткость, точность во всем и какой необыкновенный народный солдатский язык – ни сучка, ни задоринки, ни единого фальшивого, готового, то есть литературно-пошлого слова. Возможно, что он останется автором только одной такой книги, начнет повторяться, писать хуже, но даже и это можно будет простить ему за «Тёркина»