Александр Борок – режиссёр-постановщик премьеры «Приключения Незнайки и его друзей»



Дорогие друзья!

Вы помните, что 1 июля театр «Скоморох» ждёт вас на премьеру спектакля «Приключения Незнайки и его друзей» по произведению Николая Носова? 🎉

Работа над спектаклем кипит, а мы продолжаем вас знакомить со звёздной, без преувеличения, командой наших постановщиков.

Режиссёр-постановщик «Незнайки…» Александр Борок в особом представлении не нуждается. Его имя известно всем, кто следит за историей развития отечественного театра кукол.

Главный режиссёр Челябинского государственного театра кукол им. В. Вольховского, заслуженный артист России, лауреат государственной премии Челябинской области в сфере культуры и искусства, лауреат Национальной театральной премии «Золотая маска» (в номинации «Лучшая работа режиссёра» за спектакль «Удивительное путешествие кролика Эдварда»), в 1984 году он окончил Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии им. Н.Черкасова (ЛГИТМиК) по специальности «Актёр театра кукол».

В этом же году был приглашен в качестве актёра в труппу Челябинского театра кукол Валерием Вольховским, бывшим в то время главным режиссером.

В 1996 году Александр Борок сам стал главным режиссёром этого театра.

С 2002 по 2005 гг. являлся главным режиссёром Екатеринбургского театра кукол.

С 2008 г. — вновь был назначен главным режиссёром Челябинского театра кукол.

Будучи главрежем театров, Борок параллельно осуществлял и осуществляет постановки в разных городах страны — Москве, С-Петербурге, Екатеринбурге, Петрозаводске, Кургане, Перми, Новоуральске, Вологде, Белгороде и пр.

Большинство из них становились лауреатами престижных российских и международных премий и фестивалей, среди которых: «Золотая маска», «Рязанские смотрины», «Театр без границ», «Новый европейский театр», «Норвежский национальный фестиваль», «Золотой конек», «Петрушка Великий», «Соломенный жаворонок», «Сибирь. Терра Магика» и многих других.

В Томске, в театре «Скоморох», Александр Борок бывал не раз — на фестивалях, гастролях. А вот ставить здесь ещё не приходилось.

Хотя «Скоморох» очень близок ему по своей эстетике, ведь Валерий Вольховский и Роман Виндерман были не только друзьями, но и творческими единомышленниками — яркими представителями режиссёров знаменитой «уральской зоны», открывшие российскому театру кукол большую литературу, упразднившие традиционную ширму, усложнившие драматургию отношений актёров и кукол и значительно расширившие арсенал выразительных возможностей.

Так что нынешний приезд Александр Владимирович считает в какой-то мере символичным.

— Представитель театра Вольховского приехал ставить спектакль в театр Виндермана, — говорит он, — словно вновь встретились два друга и единомышленника. А вообще для меня «Скоморох» один из тех скрепных для всех российских кукольников театров, созданных большим Мастером, который находится в постоянном развитии, который шёл и идёт своей дорогой.

Среди огромного списка постановок Александа Борока большое место занимают спектакли для детей.

Режиссёр убеждён, что это самый благодарный и самый восприимчивый ко всему новому зритель. А потому к постановкам для юного зрителя он подходит с большой ответственностью, ориентируясь и на восприятие своих детей (наш режиссёр — многодетный отец!) и собственное восприятие, когда он был ещё ребёнком.

Любой спектакль (даже «Репку» «Колобка» или «Курочку Рябу») старается сделать так, как до этого никто не ставил. А, если просят в том или ином театре повторить уже поставленный им где-то спектакль, то он создаёт совсем другую, не похожую на прежнюю, постановку — с иной музыкой, с иным режиссёрским и сценографическим решением.

К творчеству Николая Носова Александр Борок уже обращался. Несколько лет назад он выпустил спектакль «Бобик в гостях у Барбоса», куда вошло сразу несколько произведений из цикла «Мишкины рассказы».

А вот «Незнайку» ему приходится ставить впервые. Перечитывая знакомое с детства произведение, режиссёр признается, что всякий раз открывает для себя что-то новое, что не замечал раньше.

Неизменным остаётся одно — очарование детства, которое он со своими сопостановщиками — художником Захаром Давыдовым, видеохудожником Юлией Михеевой, композитором Андреем Заногой — постарается передать в спектакле!

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!